Как выбирать шампунь?
Шампуни — это пеномоющие средства для волос и кожи головы. В отличие от щелочного мыла, имеют нейтральный или слабокислый рН.
Шампунь предназначен для того, чтобы мыть голову, удалять жир, пыль, загрязнения и отмершие клетки. Все остальное — функции кондиционеров, бальзамов, а также лекарственных средств в виде шампуней, которые помимо мытья способны решать такие специфические задачи, как, например, избавление от перхоти.
В состав шампуней входит несколько десятков веществ, список которых должен обязательно присутствовать на флаконе (если такого списка нет, то покупать мыльную жидкость даже в очень красивой упаковке не рекомендуется).
Основные составляющие шампуня: вода, детергенты (ПАВ), стабилизаторы, активные компоненты.
Что касается воды, то косметологи рекомендуют использовать шампуни, которые приготовлены на основе местной воды, поскольку она наиболее эффективно вступает в реакцию с шампунем и тем самым обеспечивается более качественный результат.
Детергенты — это поверхностно-активные вещества (ПАВ), обладающие моющим, растворяющим, дезинфицирующим и антисептическим действием. На этикетке любого шампуня ПАВ обычно пишется одним из первых.
Детергент является основным «смысловым» компонентом шампуня. От качества ПАВ во многом зависит качество самого шампуня.
Прямое назначение детергентов — растворять жиры. Встраиваясь в жировые отложения, ПАВ дробят их на мелкие капли, которые потом легко смываются водой.
В настоящее время существует несколько видов детергентов, которые различаются по своему химическому строению.
Анионные — мыла, алкилсульфаты, алкилсульфонаты и пр. Катионные — амины, инвертные мыла, четвертичные соли аммония и пр.
Неионные — сульфанол и др.
Амфотерные.
Анионные детергенты содержат отрицательно заряженные ионы и являются наиболее распространенными веществами, использующимися в шампунях и гелях для мытья. Они дешевы и обладают хорошими очищающими свойствами. Анионные сурфактанты легко удаляются с волос.
Катионные детергенты, содержащие положительные ионы, используются реже и в высоких концентрациях. Многие из них вызывают раздражение при попадании в глаза.
Амфотерные детергенты используются в шампунях для поврежденных, сухих волос и содержат положительные или отрицательные ионы в зависимости от рН шампуня.
К сожалению, все детергенты обладают потенциальным токсическим и раздражающим воздействием на кожу.
Катионные и анионные ПАВ зачастую являются причиной возникновения аллергических реакций, раздражения, сухости кожи головы и волос.
Классическим раздражителем считается лаурилсульфат натрия. Гораздо менее вреден его этоксилированный аналог — лауретсульфат натрия. Если расположить основные используемые на сегодняшний день детергенты в порядке возрастания их качества, то список будет выглядеть следующим образом:
Аммония лаурилсульфат (Ammonium Lauryl Sulfate) — анионное ПАВ;
Аммония лауретсульфат (Ammonium Laureth Sulfate) — анионное ПАВ;
Натрия лаурилсульфат (Sodium Lauryl Sulfate) — катионное ПАВ; Натрия лауретсульфат (Sodium Laureth Sulfate) — катионное ПАВ;
TEA лаурилсульфат (TEA Layril Sulfate) — анионное ПАВ; TEA лауретсульфат (TEA Laureth Sulfate) — анионное ПАВ.
Последние три детергента используются в качественных шампунях.
Аммония лаурилсульфат чаще всего находится в дешевых шампунях, а еще чаще — в пенах для ванн или гелях для душа.
Лауретсульфат — один из самых часто используемых детергентов в пеномоющих средствах как отечественного, так и импортного производства. Он обладает хорошими моющими свойствами. Однако для того, чтобы смягчить негативное действие данного компонен¬та, фирмам, которые заботятся о качестве своих продуктов, приходится использовать так называемые соПАВ (амфотерные и неионные). СоПАВ нейтрализуют негативное воздействие, отвечают за плотность пены и быстрое расщепление анионного ПАВ.
Внимание! Шампуни высокого качества должны иметь сбалансированную формулу неионных, амфотерных и анионных ПАВ, которая обеспечит хорошие моющие свойства, неагрессивное воздействие на кожу и волосы, а также легкость удаления.
Как выбирать шампунь?
1. Качество шампуней определяется таким исключительно простым и надежным параметром, как состав. Все остальное: пышность волос после мытья, устойчивость их к пыли, водоотталкивающие свойства и прочее — может иметь место, однако экспертами в расчет не берется.
2. Выбирайте известные марки известных производителей. Известность не означает обилие рекламы. Известность — это присутствие на упаковке адреса производителя. Выбирая шампунь, обращайте внимание не только на имя (торговую марку), но и на то, где произведен данный конкретный товар. Согласитесь также, что нам больше импонирует не транснациональный монстр, производящий стиральные порошки, шины, бензин и заодно шампуни, а фирмы с многолетней историей, занимающиеся только проблемой волос и имеющие собственные лаборатории и исследовательские центры.
3. Утверждения, что шампунь исключительно «натуральный» или исключительно «органический», весьма условны. Сегодня среди производителей мыльной жидкости для волос еще никто не предложил такой продукт без добавления детергентов. Более того, никто не доказал, что очищающие свойства трав, фруктов, витаминов и прочих натуральных ингредиентов действительно хороши. Безусловно, эти вещества полезны, однако для основной задачи шампуня — очищения — значения не имеют.
4. Обратите внимание на главный детергент: если используется дешевый, то шансы, что после применения данного шампуня волосы станут сухими и ломкими, достаточно велики. Если же вы уже купили такой шампунь и не хотите расставаться с флаконом, то, по крайней мере, не применяйте его каждый день.
5. Шампуни не укрепляют волосы, не восстанавливают их, не изменяют их структуру и не дают питание поврежденным волосам. Укрепляющие, питательные и другие вещества могут лишь некотрое время находиться на поверхности волоса. Основное же значение питательные вещества имеют для волосяных луковиц и кожи, где растут волосы.
6. Не стоит обращать внимание на густоту шампуня и его перламутровый вид. Эти эффекты созданы с помощью добавления специальных веществ. Функциональной нагрузки они не несут и предназначены исключительно для улучшения товарного вида продукции.
7. Решить вопрос о том, подходит ли вам тот или иной шампунь, можно лишь после нескольких недель непрерывного пользования (понять, какое средство вам не подходит, можно уже после 1-2 раз применения, например, при аллергической реакции).
8. Грамотный потребитель, который не пал жертвой рекламы, должен понимать, что, подобрав для своих волос хороший уход, не стоит кидаться за новинками, широко рекламируемыми повсюду. Только изменение состояния волос должно сигнализировать вам о том, что пора подобрать новые средства по уходу.
9. И помните, что шампунь не является единственным средством для ухода за волосами. Благодаря шампуню волосы становятся чистыми, а для решения других проблем волос успешно применяются другие средства.
О.Крестьянинова